Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обсуловлена недостаточной её изученностью, хотя это является крайне необходимым. Каждый человек (гражданин) обладает правами, свободами, обязанностями и т.д. Это все о и люди, которые так или иначе не связаны с юридической деятельностью, и люди, которые ею специально занимаются, обычные граждане тоже должны иметь представление о праве и о том, как им «пользоваться», а также о своих обязанностях, конечно. Стоит начать с того, что в современных государствах правовая культура имеет большое значение для развития права.
Нельзя недооценивать роль правовой культуры в развитии общества и общественных отношений. Оглядываясь на специальную юридическую литературу, научные статьи, посвященные правосознанию населения и, соответственно, правовой культуре, мы видим, что существует много нерешенных вопросов, поскольку существуют самые разные разнородные мнения, идеи, порой противоречивые и т.д. Возникает вопрос - почему это так? Прежде всего, это связано с многомерным характером понятие «правовая культура» как часть другой культуры — общественной, что, собственно, и вытекает из неоднозначности культуры в целом. Высокий уровень правовой культуры является важнейшей чертой правового государства, и без ее формирования и развития в обществе невозможно построение правового государства.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правосознания и правовой культуры.
Цель данной работы реализуется через следующие задачи:
Изучить понятие правосознания;
Изучить характеристику общих видов правосознания;
Изучить понятие и рассмотреть структуру правовой культуры;
Изучить виды правовой культуры;
Изучить деформации правовой культуры.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в области правосознания и правовой культуры.
Предмет исследования – нормы права и практика их применения.
Теоретическая основа исследования – труды И.А. Ильина, проблема правовой культуры проанализирована в работах А.Ф. Никитина, Г.П. Давыдова, в их работах определена сущность и специфика правовой культуры. Сущность правовой культуры, содержание и функции рассматриваются в работах В.М. Обухова, В.А. Сластенина. Для изучения правосознания были рассмотерны труда Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, А.М. Кухта.
Методология исследования будет состоять из общенаучного метода познания, изучения юридической литературы и нормативных правовых актов, а также следующих методов исследования: анализа, обработки, метода правового моделирования, формально-правового, сравнительно-правового, комплексного, системного и нормативного.
Нормативная основа исследования представлена федеральным законодательством, регламентирующим основные положения и требования к качеству и результатам образования, в частности, такими федеральными законами, как:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены все основные положения, регламентирующие отношения в сфере образования;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Федеральный закон «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № 1168);
В нормативно-правовой базе так же представлена Конституция Российской Федерации, дающая право любому гражданину России право на бесплатно основное общее образование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, главы 1, которая посвящена рассмотрению правосознания, главы 2, в которой была раскрыта правовая культура,заключения, где прописаны соответствующие выводы исходя из главы 1 и 2, также в работе присутствует список использованных источников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные в ходе изучения данной темы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях правовой культуры.
Глава 1. Понятия и виды правосознания
1.1 Понятие правосознания
Правосознание является одной из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и др. Перед нами формы, в которых люди познают, осваивают окружающий мир, объективную реальность, свое собственное бытие. Каждая форма имеет свой предмет (область) отражения. Правосознание имеет право, правовую реальность. Поэтому правосознание — это правовая категория, которая подлежит изучению юридической наукой.
В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) закону и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как они его понимают, как они хотели бы видеть право в идеале.
Каждый человек является носителем определенного чувства справедливости. Неважно, что это – высокое или низкое, развитое или незрелое, правильное или искаженное. Главное, чтобы у гражданина было свое мнение о законе, пусть и не совсем компетентное.
И.А. Ильин в своем знаменитом труде «о сущности правового сознания» писал: «Нет человека без чувства справедливости, но есть много людей с запущенным, запущенным, уродливым или даже диким чувством справедливости... Однако даже слабое, развращенное, рабское, преступное чувство справедливости остается чувством справедливости, хотя его духовная структура неверна, а содержание и мотивы ложны и плохи».
Правильное, адекватное осознание права необходимо для жизни индивида, его поведения, правового мировоззрения, культуры, гражданственности. Человек, не подготовленный юридически, обычно социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное чувство справедливости служит питательной средой для многих правонарушений и других антисоциальных аномалий.
Чувство справедливости выражает оценку закона с точки зрения его справедливости или несправедливости, его мягкости или суровости, его совершенства или несовершенства, его эффективности или неэффективности, его преимуществ или недостатков. Это различные, иногда полярно противоположные суждения о законе, одобряющие или отрицательные реакции на его действие.
Правосознание приобретает особую значимость тогда, когда суды используют институт аналогии права, когда решения принимаются не на основе конкретного закона (правовой нормы), а исходя из понимания судьями общих принципов, принципов, смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.
Правосознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты и законы, которые оцениваются правосознанием, также имеют политическое и нравственное содержание (например, конституция).
Основные особенности правового сознания:
это форма общественного сознания;
состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и т. д.;
носителями компонентов правового сознания являются различные субъекты права;
правосознание направлено не только на настоящее, но и на прошлое и будущее;
в определенные периоды развития общества — это форма права;
Фрагмент для ознакомления
3
Сп исок ис пользованных ис точников
1. Аг еева М.А. Фо рмирование пр авового со знания гр аждан Ро ссии // М.А. Аг еева – М.: Со циально-гуманитарные зн ания, 20 18, 316 с.
2. Ан тонов М.В. Те ория го сударства и пр ава: уч ебник для ак адемического ба калавриата // М.В. Ан тонов – М.: Юр айт, 20 19, 497 с.
3. Балашов А.И. Правоведение // А.И. Балашов, Г.П. Рудаков – М.: Питер, 2018, 464 с.
4. Бошно С.В. Правоведение. Основы государства и права: учебник // С.В. Бошно – М.: Юрайт, 2018, 544 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник // А.Б. Венгеров – М.: Дашков и К, 2019, 608 с.
6. Деменева Н.А. Правоведение. Конспект лекций // Н.А. Деменева – М.: Феникс, 2015, 596 с.
7. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи // С.А. Дробышевский – М.: Норма, 2019, 592 с.
8. Ко маров С.А. Об щая те ория го сударства и пр ава: уч ебник для ба калавриата и ма гистратуры // С.А. Ко маров – М.: Юр айт, 20 19, 506 с.
9. Ла зарев В.В. Те ория го сударства и пр ава: уч ебник для ак адемического ба калавриата // В.В. Ла зарев, С.В. Ли пень – М.: Юр айт, 20 19, 512 с.
10. Ма рченко М.Н. Теория государства и права: учебник // М.Н. Марченко – М.: Проспект, 2019, 640 с.
11. Ма тузов Н.И. Те ория и пр ава: уч ебник // Н.И. Ма тузов, А.В. Ма лько – М.: Де ло, 20 17, 529 с.
12. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры // С.А. Комаров, 9-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019, 506 с.
13. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалиста. 5-е изд., испр. и доп. // В.Д. Перевалов – М.: Юрайт, 2019, 341 с.
14. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // А.С. Пиголкин – М.: Юрайт, 2019, 516 с.
15. Смоленский М.Б. правоведение: учебник // М.Б. Смоленский – М.: РИОР, 2015, 432 с.
16. Старков О.В. Теория государства и права: учебник // О.В. Старков – М.: Дашков и К, 2018. 371 с.
17. Тазитдинович М.Р. Теория государства и права: учебник // М.Р. Тазитдинович - М.: Юнити - Дана, 2015, 543 с.
18. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // В.К. Бабаев, 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019, 578 с.
19. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата // В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. 521 с.
20. Яковлев А.И. Основы правоведения: учебное пособие // А.И. Яковлев – М.: Academia, 2016, 336 с.